размещено: Admin, 29-05-2024
Предлагаю помощь в ремонте блоков предохранителей автомобилей Hyundai Sonata (неисправность главного реле, противоугонной (охранной) сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителя, бесключевого доступа Smart Key.
Обратившись ко мне, Вы можете быть уверены, что все используемые запчасти и комплектующие будут только оригинальные и новые (никакого демонтажа со старой аппаратуры и китайских подделок), а работа будет выполнена на высочайшем уровне с гарантией до 5 лет.
Инструкция по замене реле, разобранная в данной статье, подходит для моторных блоков предохранителей автомобилей Hyundai Sonata 7 LF: 91205-C1380 (91205C1380), 912A0-C2230 (912A0C2230), 912A0-C1031 (912A0C1031), 912B0-C1362 (912B0C1362) содержащих модули 91950-C1656 (91950C1656), 91950-C1626 (91950C1656), 91950-C1620 (91950C1656) и др., а также для моторных блоков предохранителей автомобилей Hyundai Sonata 8 29Т.КМ - модуль 91955-L1200 (91955L1200). Почти наверняка имеются и другие модификации этих блоков, просто они или не попадали ко мне в ремонт, или не присутствуют на Российском рынке.
Во всех блоках предохранителей этого типа используются похожие печатные платы, отличия в большинстве случаев, только в их укомплектованности электронными компонентами.
Ремонт подобных блоков производится по технологии, которая практически полностью повторяет методику ремонта блоков предохранителей Kia Rio, разобранную в статье "Не работает центральный замок Kia Rio 3. Ремонт блока предохранителей", за подробностями лучше обратиться туда. В этой статье я только кратко опишу этапы ремонтных работ и сделаю некоторые акценты на нюансы, присущие блокам этого типа.
Данный блок попал ко мне с подозрением на неисправность главного реле. Диагностика показала, что катушка реле EM1-2U1S NEC/TOKIN находится в обрыве, а коммутация отсутствует - реле неисправно. Логично, что реле под замену или встает необходимость в покупке нового модуля. Приобретать б.у. модуль с неизвестной работоспособностью за немалые деньги чревато, при этом новых просто нет в наличии, было принято решение ремонтировать блок.
Рисунок 1. Модуль 91950-с1656 моторного блока предохранителей Hyundai Sonata 7, вид со стороны предохранителей.
Давайте сразу посмотрим какие предохранители установлены в рассматриваемом модуле с номером 91950-с1656 (Рисунок 1) моторного блока предохранителей Hyundai Sonata 7 LF, за что они отвечают и какие электрические цепи защищают.
Если номер вашего модуля отличается от вышеприведенного, то несмотря на внешнюю идентичность его функционал будет другой. Просто купить похожий модуль с другим номером и поставить вместо вашего не получится - номинал установленных предохранителей может не совпасть, а некоторые реле и пины предохранителей и разъемов, скрытые внутри пластикового корпуса (это мы увидим чуть позже) вообще могут отсутствовать.
Кстати, хочу заострить ваше внимание на то, что даже совпадение по номерам в блоках предохранителей Kia | Hyundai не гарантирует их идентичность. Допустим в рассматриваемом модуле 91950-с1656 отсутствует предохранитель и реле отвечающие за звуковой сигнал противоугонной сигнализации, в тоже время на рынке продаются (можно загуглить) модули с точно таким же номером, где эти компоненты установлены.
На мой взгляд, единственный вариант подобрать аналогичный вашему блок предохранителей Kia | Hyundai - это сравнить электронные платы двух устройств на компонентном уровне.
Рисунок 2. Назначение предохранителей установленных на модуле 91950-с1656 моторного блока предохранителей Hyundai Sonata 7.
Ниже я дал таблицу с информацией о всех предохранителях, установленных на этом модуле. Информация взята из сервисной документации производителя, я лишь постарался дать адекватный перевод. Обращаю ваше внимание на то, что информация о номинале и назначении плавких предохранителей на рисунке 2 полностью совпадает с обозначениями на печатной плате этого модуля (Рисунок 5), и может отличаться от той, что указано у вас.
Если какая-либо аббревиатура из приведённой ниже таблицы вызывает у вас затруднение, то рекомендую обратится к списку автомобильной аббревиатуры, который я регулярно редактирую, систематизирую и дополняю.
(A) |
Используется для защиты цепи |
Описание |
10 A |
3 SPARE |
Запасной предохранитель |
10 A |
4 SPARE |
Запасной предохранитель |
15 A |
1 SPARE |
Запасной предохранитель |
10 A |
B/A HORN |
Реле противоугонной (охранной) сигнализации |
20 A |
1 ECU |
PCM (Power Control Module) - Электронный блок управления системами двигателя и трансмиссии / ECM (Electronic Control Module) - Электронный блок управления двигателем, компьютер управления |
15 A |
INJECTOR |
Система электронного управления двигателем |
10 A |
2 SENSOR |
Электромагнитный клапан управления продувкой, клапан закрытия адсорбера, управляющий электромагнитный клапан RCV - Recirculation Valve (клапан рециркуляции), реле топливного насоса, соединительный блок E / R (реле высокого уровня охлаждающего вентилятора, реле топливного насоса), [G4KJ / G4KH] электромагнитный клапан регулируемого впуска, клапан управления маслом (выпускной) , [G4FJ] масляный регулирующий клапан #1 / #2 (впуск / выпуск) |
10 A |
SPARE |
Запасной предохранитель |
15 A |
2 TCU |
Переключатель диапазонов коробки передач, TCM - Transmission Control Module (Электронный блок управления трансмиссией) (G4FJ-DCT) |
10 A |
3 ABS |
ESC (Electronic Stability Control) module - модуль системы контроля устойчивости |
20 A |
2 POWER OUTLET |
Задняя розетка |
10 A |
B/UP LAMP |
Переключатель диапазона коробки передач, PCM - Power Control Module (Электронный блок управления системами двигателя) (G4KJ / G4KH-A / T), TCM - Transmission Control Module (Электронный блок управления трансмиссией) (G4FJ-DCT), электрохромное зеркало, задний комбинированный фонарь (IN), левый / правый |
15 A |
1 SENSOR |
Датчик кислорода (верх/низ) |
20 A |
IGN COIL |
Катушка зажигания # 1, # 2, # 3, # 4, конденсатор |
10 A |
2 ECU |
PCM (Power Control Module) - силовой контрольный модуль (электронный блок управления системами двигателя и трансмиссии) / ECM (Electronic Control Module) — электронный контрольный модуль (электронный блок управления двигателем, компьютер управления) |
10 A |
1 TCU |
PCM (Power Control Module) — силовой контрольный модуль (электронный блок управления системами двигателя и трансмиссии) (G4KJ / G4KH-A / T), TCM (Transmission Control Module) — контрольный модуль трансмиссии (электронный блок управления трансмиссией) (G4FJ-DCT) |
10 A |
SPARE |
Запасной предохранитель |
10 A |
3 ECU |
PCM (Power Control Module) - силовой контрольный модуль (электронный блок управления системами двигателя и трансмиссии) / ECM (Electronic Control Module) — электронный контрольный модуль (электронный блок управления двигателем, компьютер управления) |
20 A |
1 POWER OUTLET |
Передний прикуриватель, розетка #2 |
20 A |
HORN |
Реле звукового сигнала, блок реле ICM (реле звукового сигнала охранной сигнализации) |
30 A |
WIPER |
Реле переднего стеклоочистителя (нижнее положение), реле переднего стеклоочистителя (верхнее положение) |
15 A |
SPARE |
Запасной предохранитель |
Рисунок 3. Модуль 91950-с1656 моторного блока предохранителей Hyundai Sonata 7, вид со стороны разъёмов.
Рисунок 4. Маркировка модуля 91950-с1656 моторного блока предохранителей Hyundai Sonata 7.
Расшифровка информации на наклейке или шильдике (Рисунок 4):
91950-с1656 - модификация модуля блока, используется в той или иной комплектации автомобиля.
418110500442A91950-с1656 - серийный номер, уникален для каждого модуля блока.
Рисунок 5. Печатная плата модуля 91950-с1656, вид со стороны предохранителей.
На этой стороне печатной платы выведены пины защитных предохранителей, кстати их маркировка полностью совпадает с обозначениями на защитной крышке блока и теми которые я привел выше.
Так же здесь располагаются реле, некоторые из которых отсутствуют в данной модификации, давайте разберем их функционал:
- RLY1 - (EM1-2U1S NEC/TOKIN) - MAIN - главное реле;
- RLY2 - (не установлено) - B/A HORN - Реле противоугонной (охранной) сигнализации;
- RLY3 - (P3CN012W1 F&T) - HORN - реле звукового сигнала;
- RLY4 - (P3CN012W1 F&T) - WIPER POWER - реле питания стеклоочистителя;
- RLY5 - (P3CN012W1 F&T) - F/WIPER LOW - реле переднего стеклоочистителя (нижнее положение);
- RLY6 - (P3CN012W1 F&T) - F/WIPER HI - реле переднего стеклоочистителя (верхнее положение);
- RLY7 - (не установлено) - SMK IGN2 (Smart Key IGN2) - реле активации промежуточного - крайнего положения поворота ключа зажигания при запуске автомобиля (ключ на стартер поворачивается, отключаются некоторые потребители, но зажигание остается; так как стартер забирает практически всю мощность аккумулятора) только в бесключевом доступе при срабатывании системы Smart Key.
Как мы видим, на этой стороне сборки из двух печатных плат нет в наличии пинов на предохранителе B/A HORN, некоторых электронных компонентов и реле RLY2 и RLY7. И если допустить, что автомобиль может поставляться без противоугонной сигнализации (в слабой комплектации), то отсутствие реле активирующего третье положение ключа замка зажигания просто невозможно.
Опыт подсказывает мне, что данный модуль универсальный и ставится на многие автомобили Hyundai, а реле RLY7 вынесено в другое место.
С подобной ситуацией я сталкивался при ремонте других блоков предохранителей, возьмём для примера, Kia Soul разного года выпуска, но одной модификации. В них были установлены одинаковые блоки, правда с разными номерами, при этом в одном из блоков было запаяно реле и пины предохранителя, отвечающие за работу подогрева пассажирского и водительского сидения, а в другом их не было. При этом на обоих автомобилях подогрев сидений присутствовал и успешно работал.
Еще как вариант: как-то на столе у меня лежало два блока предохранителей от Kia Venga с одинаковыми номерами, при этом в первом из них не хватало одного из реле и всей сопутствующей ему обвязки, а во втором оно было в наличии. В общем подбор электронных блоков для Kia | Hyundai не отличается простотой, еще раз повторюсь - самый надёжный способ - это сравнивать начинку двух модулей на компонентном уровне, а не доверять информации на наклейке.
Рисунок 6. Печатная плата модуля 91950-с1656, вид со стороны разъёмов.
С этой стороны сборки так же отсутствуют два реле RLY8 и RLY9 (Рисунок 6), активирующие первое и второе положение замка зажигания при срабатывании бесключевого доступа Smart Key и некоторые электронные компоненты и пины, но уже разъёмов. Кстати, под многие пины, например для разъёмной колодки FRONT B даже не реализованы технологические отверстия в плате.
Отсутствующие реле:
- RLY8 - (не установлено) - SMK IGN1 (Smart Key IGN1) - Реле активации второго положения поворота ключа зажигания при запуске автомобиля (включаются все потребители и зажигание включено) только в бесключевом доступе при срабатывании системы Smart Key.
- RLY9 - (не установлено) - SMK ASS (Smart Key ASS) - Реле активации первого положения поворота ключа зажигания при запуске автомобиля (включаются некоторые потребители, но зажигание выключено) только в бесключевом доступе при срабатывании системы Smart Key.
Рисунок 7. Маркировка A91950-с1656 на шильдике печатной платы.
Номер на шильдике печатной плате блока практически совпадает с маркировкой самого модуля 91950-с1656, отличие только в букве "A". Оставшиеся надписи и QR код не представляют, по всей видимости, никакого практического интереса, вероятно это внутренняя служебная информация производителя.
Рисунок 8. Главное реле EM1-2U1S NEC/TOKIN автомобиля Hyundai Sonata 7 LF.
Увеличенное изображение главного реле, которое необходимо заменить. На корпусе хорошо заметно потемнение пластика, вызванное избыточной температурой при выходе реле из строя.
Для замены реле необходимо разделить спаянные между собой по периметру соединительными штырями платы. Как это делается я неоднократно разбирал в других публикациях, например вот в этой "Не работает центральный замок Kia Soul. Ремонтируем салонный блок предохранителей". Сейчас же хочу отметить, что в этом блоке 2018 года выпуска, по сравнению с блоками 2009 - 2014 годов, печатные платы стали тоньше, а расстояния между штырями меньше. Трудоемкость и время работ заметно увеличилась.
Рисунок 9. Располовиненные платы модуля 91950-с1656 с демонтированным главным реле, лицевая сторона.
Удаляем перемычки и сразу же очищаем отверстия платы от остатков припоя и флюса с наружной стороны.
Следом демонтируем неисправное реле по той же схеме.
Рисунок 10. Располовиненные платы модуля 91950-с1656 с демонтированным главным реле, обратная сторона.
С противоположной стороны также полностью удаляем весь припой (рисунок 10).
Новое реле и перемычки должны свободно входить в свои посадочные места, в противном случае возникнет масса проблем со сборкой плат в единую конструкцию, когда придёт время обратно спаивать платы между собой.
Рисунок 11. Новое реле EM1-2U1S NEC/TOKIN, установленное взамен сгоревшего.
Установленное взамен сгоревшего реле в этот раз не совсем новое, но вполне рабочее (Рисунок 11). В свободной продаже реле EM1-2U1S не было в наличии, пришлось выпаивать его из донора, который я приобрел на разборе, разумеется, с согласия владельца автомобиля.
Рисунок 12. Увеличенное изображение очищенных от припоя и флюса отверстий под соединительные перемычке на одной из плат модуля 91950-с1656 блока предохранителей Hyundai Sonata 7 LF.
Обратите внимание на насечки, оставленные четырёхгранными соединительными перемычками в отверстиях платы (Рисунок 12). При разборке конструкции выяснилось, что на производстве перемычки сперва запрессовали в отверстия, а уж потом произвели пайку.
Рисунок 13. Платы модуля 91950-с1656 с запаянным исправным главным реле, подготовленные для обратной сборки, внешняя сторона.
Рисунок 14. Платы модуля 91950-с1656 с запаянным исправным главным реле, подготовленные для обратной сборки, внутренняя сторона.
Рисунок 15. Отремонтированный блок из плат модуля 91950-с1656, вид со стороны предохранителей.
Изначально платы блока были спаяны между собой перемычками квадратного сечения. В процессе ремонта их пришлось распилить, и они стали непригодны для дальнейшего использования.
Чтобы заново собрать блок из плат в единую конструкцию я использую перемычки круглого сечения, которые получаю из проволоки путём протягивания ее через калибровочные фильеры до необходимого диаметра. Полученный результат по качеству и техническим характеристикам не только не уступает заводскому варианту, но и превышает его как минимум по электропроводности, так как заводские соединительные перемычки были изготовлены из латунного сплава, а новые из чистой меди.
Рисунок 16. Отремонтированный блок из плат модуля 91950-с1656, вид со стороны разъёмов.
Рисунок 17. Соединительные перемычки круглого сечения, установленные в платы после ремонта.
Перемычки не только соединяют конструкцию из плат в единый модуль, но и выполняют роль проводников. Некачественный монтаж с большой долей вероятности приведет к локальному нагреву в месте непропая, и как следствие, к потере контакта. В худшем случае может произойти отслоение токопроводящих дорожек, разрушение защитной маски и прогар текстолита.
Сам я выполняю данный этап работ на производстве, с помощью установки пайки волной, методом окунания. Как добиться даже приемлемого качества в домашних условиях или мастерской, я не представляю.
На фотографии ниже (Рисунок 18) хорошо виден получившийся результат. Качество монтажных работ не вызывает нареканий, возвратов и рекламаций за долгие годы я тоже не получал.
Рисунок 18. Соединительные перемычки, запаянные в платы модуля моторного блока предохранителей Hyundai Sonata 7, после ремонта. Монтаж произведён методом окунания на установке пайки волной.
Возвращаю отремонтированный "бутерброд" из плат обратно в корпус модуля и устанавливаю на свои места предварительно проверенные на пробой предохранители. На этом ремонт закончен.
Теги: ремонт Hyundai Sonata, неисправность главного реле, ремонт противоугонной (охранной) сигнализации, ремонт звукового сигнала, ремонт стеклоочистителя, ремонт бесключевого доступа Smart Key, 91205-C1380 (91205C1380), 912A0-C2230 (912A0C2230), 912A0-C1031 (912A0C1031), 912B0-C1362 (912B0C1362), 91950-C1656 (91950C1656), 91950-C1626 (91950C1656), 91950-C1620 (91950C1656), 91955-L1200 (91955L1200), EM1-2U1S NEC/TOKIN, P3CN012W1 F&T