Ремонт, прошивка, подключение ЭБУ

Публикации

Не работает центральный замок Kia Sorento XM. Ремонт блока комфорта/предохранителей

Предлагаю помощь в ремонте блоков комфорта/предохранителей автомобилей Kia Sorento (ремонт центрального замка, стеклоподъемников, привязать/прописать/клонировать блок).

Обратившись ко мне, Вы можете быть уверены, что все используемые запчасти и комплектующие будут только оригинальные и новые (никакого демонтажа со старой аппаратуры и китайских поделок), а работа будет выполнена на высочайшем уровне с гарантией до 5 лет.

Инструкция по ремонту центрального замка, разобранная в данной публикации, подходит для всех блоков предохранителей автомобилей Kia Sorento XM (IPM box, 2 поколение, дорестайлинг, 2009 год выпуска) следующих модификаций: 954001U011, 954001U020, 954001U021, 954001U022, 954001U023, 954001U030, 954001U031, 954001U032, 954001U033, 954002P113, 954002P114, 954002P400, 954002P401, 954002P402, 954002P404, 954002P410, 954002P411, 954002P412, 954002P414, 954002P420, 954002P421, 954002P422, 954002P424, 954002P430, 954002P431, 954002P432, 954002P434, 954002P500, 954002P535, 954002P921, 954002P921, 954002P924, 954002P930, 954002P931, 954002P934, 954002P940, 954002P941, 954002P944, 954002P960, 954002P961, 954002P964. и др.

Ремонт центрального замка связанный с неисправностью этого блока комфорта практически полностью повторяет методику описанную мной в публикации Не работает центральный замок Kia Sorento XM F/L. Ремонт блока комфорта/предохранителей, за исключением некоторых нюансов, на которых я остановлюсь подробнее по ходу дела.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 1. Внешний вид блока комфорта/предохранителей Kia Sorento XM - лицевая сторона.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 2. Внешний вид блока комфорта/предохранителей Kia Sorento XM - обратная сторона.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 3. Предохранители блока комфорта Kia Sorento XM.

Еще перед снятием блока с автомобиля необходимо проверить предохранитель отвечающий за работу цепи центрального замка (рисунок 3) на исправность. В данном блоке он отсутствует, так как вышел из строя.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 4. Маркировка (шильдик) блока комфорта Kia Sorento XM.

Обозначение на наклейке (шильдике):

    UNIT ASSY-IPM - блок IPM в сборе
    97RA-012341 - код детали (служебная информация, одинаков для разных модификаций блоков, подбор блока по этому коду невозможен).
    V:2.2 - версия прошивки
    XM424C3s0126 - серийный номер изделия, уникален для каждого блока.
    954002p424 - модификация блока, предназначена для той или иной комплектации автомобиля (подбор блока осуществляется именно по этому номеру).
    HYUNDAI MOBIS - производитель.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 5. Защелки пластикового корпуса блока комфорта Kia Sorento XM.

Если на защелках корпуса (Рисунок 5) видны задиры , царапины и прочие следы постороннего вмешательства, то можно с уверенностью сказать, что блок вскрывался.
В этом случае демонтировать и вскрывать блок желательно в присутствии хозяина или на камеру, вполне возможно, что платы внутри него находятся в непригодном для ремонта состоянии (отслоившиеся дорожки и контактные пятаки в результате некачественной пайки при ремонте, сдутые или поврежденные SMD компоненты, и т.д.).

Вообще, прежде чем снимать IPM box с автомобиля, желательно полностью проверить его на работоспособность с помощью какой-либо диагностической программы, я, например, использую мультимарочный автосканер Launch, который вполне успешно справляется с этой задачей.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 6. Вскрытый блок комфорта/предохранителей Kia Sorento XM - плата контроллера.

Вскрываем корпус и видим первую плату блока (Рисунок 6), содержащую контроллер, драйвера, силовые ключи и прочие SMD элементы. Эта плата исправна, а работать мы будем со второй платой, на которой установлены силовые реле, потому вывинчиваем 5 саморезов и аккуратно достаем модуль из корпуса, вытягивая его за большой черный разъем.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 7. Силовая плата блока комфорта/предохранителей Kia Sorento XM с накладкой минусовых контактов.

Перед ремонтом снимаем с блока пластиковую накладку с минусовыми контактами (Рисунок 7), выпрессовав ее в месте соединения с платой изогнутой стоматологической лопаткой или другим подручным инструментом. Тащить за металлические пластины накладку не нужно, их легко можно оторвать в местах крепления.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 8. Силовая плата блока комфорта/предохранителей Kia Sorento XM .

Так как до меня Блок уже пытались отремонтировать, то на плате остались видны следы постороннего вмешательства - флюс в месте запайки соединительных перемычек и вскрытое реле (Рисунок 8). Распаять блок предыдущий мастер не решился, что логично, я например тоже не представляю как это сделать без специнструмента, а с реле промахнулся - расковырял рабочее реле (сгоревшее находится рядом) , но мы к этому еще вернемся, чуть ниже.

EX2-2U1S
Рисунок 9. Реле NEC/TOKIN EX2-2U1S - 2 шт., отвечающие за открытие и закрытие центрального замка

А вот сейчас самое интересное: из даташит на реле EX2-2U1S известно, что в его корпусе находится два конструктивно независимых друг от друга реле (Рисунок 9). На плате даже нанесены обозначения: около первого реле видны надписи RLY 01 и RLY 02; около второго RLY 03 и RLY 04.

Казалась бы по аналогии с блоками предохранителей Kia Soul, Kia Rio, Kia Venga, Hyundai Solaris и Kia Ceed для управления центральным замком будет использоваться одно реле - и на закрытие и на открытие, но в данном блоке это не так. Здесь конструкторы пошли другим путем. Для открытия дверей центрального замка используется первое реле EX2-2U1S (обозначение на плате RLY1, RLY2), причем только одна его половина, вторая не задействована. Соответственно для закрытия дверей половина второго реле EX2-2U1S (обозначение на плате RLY3, RLY4).

Я знаю, что в интернете много противоречивой информации на тему, какое реле отвечает за работу центрального замка именно в этой модификации блоков комфорта/предохранителей Kia Sorento XM, но будьте уверены, что ситуация обстоит именно так, как я написал.

Я сам был крайне удивлен, что одно из двух сдвоенных реле было сгоревшим, а второе абсолютно новым, когда в один из первых своих ремонтов этих блоков выпаял и вскрыл неисправное реле (предварительно вызвонив его еще на плате). Ведь логика и практика говорит о том, что такого не может быть - сколько раз одно реле сработало на открытие дверей, столько раз другое рел сработает на закрытие, износ у них всегда практически одинаковый. В тот раз я на всякий случай выпаял и вскрыл второе EX2- 2U1S и обнаружил, что как и в первом случае - практически сгорело одно из встроенных реле, а второе абсолютно новое. При последующих ремонтах этих блоков мои выводы полностью подтвердились.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 10. Многослойные платы блока комфорта спаянные между собой по двум сторонам токопроводящими перемычками квадратного сечения.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 11. Латунные перемычки квадратного сечения, соединяющие платы.

Перемычки (Рисунок 11) должны быть пролиты припоем с каждой стороны обеих плат которые они соединяют.
Некачественная пайка вызовет нагрев и разрушение припоя в месте соединения перемычки и платы, самое безобидное, что может случитья при этом - потеря электрического контакта.

В моей практике было не раз, когда пропайка перемычек в блоке комфорта/предохранителей восстанавливала функции автомобиля, например, складывание зеркал и подсветка ручек дверей.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 12. Увеличенное изображение соединительных перемычек и отверстий под них очищенных от припоя.

Итак, чтобы выпаять неисправные реле, прежде необходимо разделить платы блока, распаяв их по двум сторонам в области перемычек. Иначе ремонт выполнить не удастся, доступ к ножкам реле производитель спрятал внутри этого "бутерброда".

После распайки блока в обязательном порядке очищаем от остатков припоя и флюса соединительные перемычки и отверстия под них (Рисунок 12). Бутерброд из плат должен собираться обратно, то есть перемычки (штыри квадратного сечения) должны входить в отверстия с некоторым усилием, но достаточно свободно.

EX2-2U1S
Рисунок 13. Cгоревшее реле EX2-2U1S без корпуса.

Следующий этап - выпаиваем оба реле EX2-2U1S обеспечивающих работу центрального замка на открытие/закрытие из платы.
Если удалить корпус у сгоревшего реле (Рисунок 13), то видно, что одна из коммутирующих групп полностью пришла в негодность, контактные пятаки даже не обгорели, а сплавились в некоторое подобие шара.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 14. Подготовленные для монтажа посадочные места под реле EX2-2U1S, вид со стороны деталей.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 15. Подготовленные для монтажа посадочные места под реле EX2-2U1S, вид со стороны пайки.

Как и в случае с перемычками и сквозными отверстиями под них, убираем припой и остатки флюса с обеих сторон посадочных мест под реле (Рисунок 14, 15).

EX2-2U1S
Рисунок 16. Новые реле EX2-2U1S.

Устанавливаем новые реле EX2-2U1S производства компании NEXEM (Рисунок 16), в которую в 2017 году была переименована NEC/TOKIN.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 17. Запаянные ножки новых реле EX2-2U1S.

Запаиваем новые реле (Рисунок 17) и тестируем их на работоспособность - подаем необходимое напряжение с ограничением по току (смотрим даташит) на управляющие ножки одновременно проверяя коммутацию силовых контактов под нагрузкой. Также выполняем эти действия для двух реле P3CN010W1, которые мы не трогали, а резисторы и диод проверяем мультиметром.

Данная процедура обязательна, так как новые реле при неправильном монтаже могут выйти из строя от теплового пробоя, плюс могут быть просто неисправные элементы на плате.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 18. Отремонтированные платы с установленными новыми реле - лицевая сторона.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 19. Отремонтированные платы с установленными новыми реле - внутренняя сторона.

На данном этапе ремонт практически закончен, осталось спаять платы обратно и установить их в корпус, однако рассмотрим еще несколько моментов, относящихся к работе блока.

На фотографиях ниже (Рисунок 22, 23, 24, 25) показаны платы блока с обеих сторон в увеличенном разрешении.

Рекомендую сравнить платы блока этой модификации на компонентном уровне со своим блоком и вы увидите, что отличия если и есть, то они минимальные. По большому счёту разница только в прошивке контроллера и наличии/отсутствии внешней Bluetooth платы и драйвера с обвязкой обеспечивающих его работу, без которой блок будет нормально функционировать, правда с потерей функционала.
В принципе переделать один блок в другой это банальное клонирование - считать прошивку и временную память с контроллера одного блока и записать в контроллер другого. EEPROM можно и не переносить, но тогда придется привязывать новый блок к своему автомобилю, как минимум, на уровне штатной сигнализации. Коды кнопок брелока занесены во временную память находящуюся в контроллере этого блока.
При отсутствии программатора контроллер можно просто перепаять с одного блока на другой.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 20. Силовая плата блока - вид со стороны деталей.

Реле, установленные на этой плате (Рисунок 20) обеспечивают коммутацию следующих устройств автомобиля:

    RLY1, RLY2 (EX2-2U1S) – реле открытия дверей;
    RLY3, RLY4 (EX2-2U1S) – реле закрытия дверей;
    RLY5 (FTR P3CN010W1) – реле сервопривода стеклоподъемников дверей правой стороны;
    RLY6 (FTR P3CN010W1) – реле сервопривода стеклоподъемников дверей левой стороны.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 21. Силовая плата блока - вид со стороны пайки
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 22. Процессорная плата блока - лицевая сторона.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 23. Процессорная плата блока - задняя сторона.
IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 24. Пластиковая изоляционная панель, устанавливается между платами

Прежде чем запаивать платы обратно, возвращаем на место изоляционную пластиковую панель (Рисунок 24), которая была там изначально. Без этой панели блок тоже будет работать, но именно она задает необходимое расстояние между спаиваемыми платами, выполняет функцию диэлектрика и обеспечивает дополнительную жесткость всей конструкции.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 25. Перемычки в отверстиях платы, подготовленные для окончательного монтажа

Аккуратно собираем отремонтированные платы в одну конструкцию и запаиваем перемычки (Рисунок 25). Стараемся, чтобы припой проник сквозь отверстия в плате и вышел с противоположной стороны, при это не допускаем перегрева.

IPM box Kia Sorento XM
Рисунок 26. Отремонтированный блок комфорта/предохранителей, без корпуса.

Помещаем заново спаянные платы в корпус, предварительно проверив все пины (особенно тонкие) - могли погнуться в процессе ремонта. Если такие обнаружены, то обязательно выпрямляем их, иначе они не только не совпадут с отверстиями в корпусе, но и вообще могут отломиться.
Далее устанавливаем на свои места предохранители, предварительно проверив их мультиметром в режиме прозвонки.
Блок готов к дальнейшей эксплуатации.


Я ремонтирую