размещено: Admin, 05-02-2023
Принимаю заказы на ремонт блоков комфорта BCM PQ25, BCM PQ26, BCM PQ27 (восстановление работоспособности стеклоочистителей, звукового сигнала, обогрева наружных зеркал и заднего стекла) автомобилей Skoda Fabia, Skoda Rapid, Volkswagen (VW) Polo, Seat Ibiza, Seat Toledo.
Обратившись ко мне, Вы можете быть уверены, что все используемые запчасти и комплектующие будут только оригинальные и новые (никакого демонтажа со старой аппаратуры и китайских поделок), а работа будет выполнена на высочайшем уровне с гарантией до 5 лет.
Ремонтные работы, разобранные в данной публикации - это частный случай неисправности стеклоочистителей, связанный с выходом из строя реле EX2-2U1S, установленным в блоке комфорта BCM PQ26.
Как грамотно выполнить диагностику и произвести ремонт дворников на автомобилях Skoda, Volkswagen и Seat я подробно описал в статье "Skoda Rapid - не работают дворники. Неисправность блока комфорта BCM PQ26", настоятельно рекомендую ознакомится с этой статьей, прежде чем читать дальше.
Рисунок 1. Блок комфорта BCM PQ26 автомобиля Skoda Rapid.
Этот блок (Рисунок 1) прислали СДЕКом из славного города Орёл и со слов хозяина требовался именно его ремонт, так как щётки стеклоочистителя перестали работать как раз после того, как из под торпеды пошел дым и сильно запахло гарью. Дальнейшая диагностика выявила, что возгорание произошло именно в блоке комфорта BCM PQ26, установленном на этом автомобиле.
В этот раз стеклоочистители перестали работать не внезапно, как это обычно бывает: - щелчок реле и щётки остановились на полпути, а сперва появился запах горелой проводки, который постепенно усиливался, и только через некоторое время проявилась неисправность.
Владелец рассказал, что поломка произошла во время движения в дождливую погоду, иначе он бы выключил стеклоочистители сразу, при первых признаках задымления, хотя, как мы увидим далее - это бы не спасло ситуацию.
После того, как я вскрыл упаковку, в которой пришёл блок - оттуда действительно очень сильно пахло горелым текстолитом и пластиком, посмотрим что же случилось.
Рисунок 2. Сгоревшее реле стеклоочистителей EX2-2U1J автомобиля Skoda Rapid - вид со стороны пайки.
Вскрываем блок по тому же принципу, как и в публикации, ссылку на которую я дал в начале этой статьи - разделяем пластиковый корпус на две части и перед нами открывается лицевая сторона печатной платы.
Внимательный осмотр показывает, что следов гари и прожига с этой стороны платы нет, но часть контактов реле, отвечающего за работу стеклоочистителей претерпели изменения.
По крайне мере один из контактов сплавился в шар и на плате вокруг него отсутствует защитная маска (Рисунок 2), а на втором, расположенном рядом, тоже очевидные следы перегрева - вытекший припой и почернение остатков закипевшего флюса.
Рисунок 3. Сгоревшее реле стеклоочистителей EX2-2U1J автомобиля Skoda Rapid - вид со стороны пайки.
Следующим шагом удаляем пластиковые напайки, которыми крепится печатная плата и вытаскиваем ее из корпуса.
Честно говоря такое я вижу в первый раз. Реле EX2-2U1J NEC/TOKIN, отвечающее за работу дворников (Рисунок 3) не просто сгорело, оно превратилось в уголь внутри, как я раньше считал до этого случая, огнеупорного корпуса, но не в этот раз.
При последующем демонтаже пластиковая начинка реле рассыпалась практически в пыль, а катушки индуктивностей и контакты образовали сплавленные капли металла. К сожалению, также была повреждена печатная плата, ниже мы это увидим подробнее что с ней произошло.
Рисунок 4. Ремонт дворников автомобиля Skoda Rapid - демонтаж реле EX2-2U1J.
Итак, сгоревшее реле демонтировано, разбираем последствия возгорания (Рисунок 4).
На этой стороне платы хорошо видно, что одно из монтажных отверстий выгорело полностью - гильза межслойной металлизации буквально испарилась от повышенной температуры, а текстолит вокруг нее почернел и разрушился.
На рядом находящемся отверстии тоже присутствует разрушение металлизации, но частичное, текстолит практически не пострадал.
На плате, в месте установки реле явные следы перегрева - защитная маска изменила цвет и местами истончилась до нуля.
Рисунок 5. Ремонт дворников автомобиля Skoda Rapid - демонтаж реле EX2-2U1J
На противоположной стороне платы ситуация с отверстиями аналогичная, но нет следов перегрева в месте пайки ножек реле, значит обошлось без сквозного прогара, это оставляет нам шанс на успешный ремонт.
Прозвонка показала, что очищенные от копоти и грязи электронные элементы на плате остались исправными.
Принято решение восстанавливать блок.
В наличии имеется такая же плата от аналогичного блока, по ней можно вызвонить сгоревшие дорожки, в том числе и межслойные для дальнейшего ремонта.
Конечно блок может снова сгореть, если оставшиеся в живых дорожки деградировали или частично разрушены, токи коммутируемые данным реле доходят до 30A и могут вывести их из строя, но попробовать в любом случае стоит.
Рисунок 6. Ремонт дворников автомобиля Skoda Rapid - восстановление печатной платы BCM-PQ26.
После проверки, вызвонив и сравнив с заведомо исправной платой всех десяти контактов реле и расположенных рябом электронных компонентов оказалось, что в обрыве была всего одна дорожка, чуть позже покажу какая.
Первым делом очищаем плату от остатков флюса и гари, обезжириваем и наносим новую защитную маску на испорченные места. Выгоревшее отверстие проливаем зеленкой насквозь с двух сторон - межслойный контакт восстановить невозможно, а остановить разрушение текстолита и восстановить изоляцию необходимо в любом случае.
Рисунок 7. Ремонт дворников автомобиля Skoda Rapid - восстановление печатной платы BCM-PQ26.
С этой стороны также восстанавливаем изоляцию на текстолите в месте разрушенного отверстия.
Рисунок 8. Ремонт стеклоочистителя Skoda Rapid - монтаж нового реле EX2-2U1J.
Запаиваем новое реле на свое посадочное место, просто один из контактов у него будет болтаться в воздухе, потом подпаяем к нему провод и навесным монтажом восстановим соединение.
При монтаже необходимо добиться того, чтобы припой прошёл насквозь и вышел с обратной стороны платы (Рисунок 8), иначе силовые контакты реле будут подвержены сильному перегреву, со всеми вытекающими последствиями.
Рисунок 9. Ремонт стеклоочистителя Skoda Rapid - восстановление токопроводящих дорожек.
Теперь восстанавливаем сгоревшую дорожку, будем использовать для этого навесной шунт.
В качестве шунтирующего провода был взят провод МГТФ 0,75 мм2. Одним концом я подпаял его напрямую к ножке реле, а потом залил место пайки защитной маской для более надежной фиксации. Противоположный конец провода был подпаян к ближайшей точке выхода выгоревшей токопроводящей дорожки.
Рисунок 10. Печатная плата блока комфорта BCM-PQ26 после ремонта дворников - передняя сторона
Работа почти закончена - визуально проверяем качество паянных соединений, еще раз вызваниваем все цепи на наличие обрывов, а затем удаляем остатки флюса с помощью изопропилового спирта.
Рисунок 11. Печатная плата блока комфорта BCM-PQ26 после ремонта дворников - задняя сторона
На этом ремонт закончен, осталось поместить плату на свое место в корпус, восстановить крепление и установить отремонтированный блок комфорта в автомобиль.
Ремонт оказался успешным, владелец отзвонился и отчитался, что щетки стеклоочистителя заработали во всех режимах, и функционируют штатно. С момента установки блока в автомобиль прошло больше месяца, рекламаций не поступало.
И наконец давайте проведем анализ, почему произошло возгорание, ведь как правило при подобной неисправности просто перегорает силовая группа в одном из внутренних реле EX2-2U1J и оно просто перестает функционировать.
Хочу заметить, что возгорание на плате в результате выхода из строя коммутирующего реле действительно происходят не частно, а на блоках BCM PQ-26 в моей практике вообще в первый раз.
Все дело в некачественной пайке самого реле на плату. Я несколько раз сталкивался с последствиями заводского непропая реле и результат всегда был аналогичен этому.
При некачественной пайке в точке соединения возникает повышенное сопротивление (за счет уменьшения диаметра самого проводника), которое всегда приводит к локальному нагреву. От повышенной температуры место пайки начинает разрушаться еще сильнее, при этом сопротивление растет по экспоненте, что приводит к еще большему нагреву и искрообразованию, и так до тех пор, пока контакт не будет вообще разрушен, что собственно и произошло в данном блоке.
Ну а с последствиями в виде возгорания мы успешно справились. К сожалению, это исключения из правила, в этот раз мне можно сказать повезло, гораздо чаще печатная плата повреждается настолько сильно, что осуществить ремонт не представляется возможным и владелец вынужден покупать новый блок.
Теги: ремонт дворников, ремонт стеклоочистителей, ремонт Skoda Rapid, ремонт блока комфорта, ремонт BCM PQ25, ремонт BCM PQ26, ремонт BCM PQ27, замена реле EX2-2U1J, реле дворников