Ремонт, прошивка, подключение ЭБУ

Публикации

Skoda Rapid - не работают дворники. Неисправность блока комфорта BCM PQ26

Принимаю заказы на ремонт блоков комфорта BCM PQ25, BCM PQ26, BCM PQ27 (восстановление работоспособности стеклоочистителей, звукового сигнала, обогрева наружных зеркал и заднего стекла) автомобилей Skoda Fabia, Skoda Rapid, Volkswagen (VW) Polo, Seat Ibiza, Seat Toledo.

Обратившись ко мне, Вы можете быть уверены, что все используемые запчасти и комплектующие будут только оригинальные и новые (никакого демонтажа со старой аппаратуры и китайских поделок), а работа будет выполнена на высочайшем уровне с гарантией до 5 лет.

Сразу оговорюсь, большинство подобных блоков попадают мне на стол уже заведомо неисправные, после дефектакции опытными автоэлектриками. Сам я, в силу своей специализации, редко занимаюсь диагностикой электрических цепей в самом автомобиле. Мое рабочее место – мультиметр, осцилографф, микроскоп и паяльное оборудование.

Самый простой способ проверки этого и аналогичных блоков на работоспособность – подкинуть в автомобиль заведомо исправный блок вместо предполагаемо неисправного.

Если такой возможности нет – придется идти по всей цепочке, а именно: проверить трапецию на возможность заклинивания, мотор редуктор, подрулевой переключатель и естественно, предохранитель и всю проводку между этими узлами. И если неисправность не выявлена – можно снимать блок BCM и приступать к его ремонту.

Признаки неисправности стеклоочистителей автомобилей Skoda Fabia, Skoda Rapid, Volkswagen (VW) Polo, Seat Ibiza, Seat Toledo, вызванные выходом из строя блоков комфорта BCM PQ25, BCM PQ26, BCM PQ27:

  1. Щетки стеклоочистителя непрерывно работают сами по себе, на подрулевой переключатель (стрекозу) реагируют только в верхнем положении – переключаются в ускоренный режим, так же ускоренный режим включает датчик дождя если интенсивно лить на него воду. Предохранитель стеклоочистителя ветрового стекла (30А) – целый.
  2. Щетки стеклоочистителя не работают – не реагируют на изменение положения подрулевого переключателя и датчик дождя. Предохранитель стеклоочистителя ветрового стекла (30А) – целый.
  3. Щетки стеклоочистителя не работают – не реагируют на изменение положения подрулевого переключателя и датчик дождя. Предохранитель стеклоочистителя ветрового стекла (30А) – сгоревший. При замене предохранитель выходит из строя снова.
  4. Так же неисправность реле блока BCM Skoda Rapid может определить один из множества автомобильных диагностических сканеров, но не во всех случаях.

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 1. Блок комфорта BCM PQ26, версии Hi4R (снят с Skoda Rapid) - общий внешний вид.

Итак, диагностика неисправности передних стеклоочистителей выполнена, есть чёткое понимание, что возникшая проблема заключена именно в блоке комфорта, приступаем к его ремонту.

Снимаем блок с автомобиля, он расположен в районе левой ноги водителя за обшивкой торпедо, висит разъемами в сторону двигателя, этикеткой вниз. Сперва отсоединяем три разъема от блока, а потом оттягиваем две пластиковые защелки и освобождаем блок, вытянув его нижний край вперед, а затем вниз.

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 2. Блок комфорта BCM PQ26 - вид сверху.
Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 3. Блок комфорта BCM PQ26 - вид снизу.
Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 4. Этикетка (шильдик) блока комфорта BCM PQ26.

Краткая расшифровка информации, указанной на шильдике блока:
Партномер (part number): 6C0 937 089(E - год производства)
Версия заводской прошивки: S0101
Версия аппаратной прошивки: HH10
Платформа: PQ26
Версия блока: Hi4R - Конфигурация Hi - High максимальная, 4R - европейская версия с центральным замком, работающим на частоте 433 МГц.
Lear Corporation - производство корпорации Lear (USA).

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 5. Блок комфорта BCM PQ26 - без верхней части корпуса.

Разделяем блок на две части - отстёгиваем верхнюю половину корпуса. Для этого отжимаем, желательно одновременно, пластиковые защелки, расположенные по периметру блока. Не прилагаем больших усилий - защелки достаточно хрупкие и могут сломаться. Для вскрытия я использую стоматологические лопатки - в отличии от отверток не оставляют царапин и задиров.

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 6. Срезанные пластиковые заклепки корпуса блока комфорта BCM PQ26, державшие печатную плату.

Для дальнейших работ с блоком необходимо отделить плату от корпуса, которая крепится к нему с помощью 6 пластиковых заклёпок. Аккуратно удаляем их, при этом стараемся не повредить саму плату и находящиеся на ней детали.

Для удаления пластиковых шляпок заклёпок сам я использую мини реноватор для моделирования, с немного доработанной режущей насадкой по дереву.

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 7. Увеличенное изображение срезанной пластиковой заклепки.

При некоторой сноровке получается вот так. Высверливать заклепки считаю неоправданным риском - соскочившее сверло может безвозвратно испортить плату и находящиеся на ней радиокомпоненты. К тому же после сверления не на что будет крепить отремонтированную плату.

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 8. Лицевая сторона печатной платы блока комфорта BCM PQ26.
Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 9. Задняя сторона печатной платы блока комфорта BCM PQ26.
Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 10. Четыре реле установленные на плате блока комфорта BCM PQ26.

При ближайшем рассмотрении видим, что на плате блока комфорта установлены четыре реле: EX2-2U1J - 1шт., EX1-2U1J - 2шт. и EM1-2U1 - 1шт. Обратите внимание, что блок снят с практически нового автомобиля и потому производитель реле - компания NEXEM, а не NEC/TOKIN, которыми комплектовались автомобильные блоки электроники более раннего года выпуска.

Распиновка блока у меня есть, вызвоним по ней пины идущие напрямую к силовым контактам реле и определим, за работу какого узла автомобиля отвечает каждое из установленных реле.
Скачать распиновку блока BCM PQ26 можно по ссылке.

Силовые контакты EX2-2U1J (реле 1) подключены к следующим пинам:
 A12 - вход - клемма массы тормоза электродвигателя стеклоочистителя;
 A73 - вход от электродвигателя стеклоочистителя;
 B1 - выход электродвигателя стеклоочистителя (1-ое положение);
 B8 - выход электродвигателя стеклоочистителя (1-ое положение).
Делаем вывод, что реле 1 отвечает за работу стеклоочистителей, проблема должна быть в нём.

Силовые контакты EX1-2U1J (реле 2) подключены к следующим пинам:
 C12 - вход звукового сигнала (высокотонального/низкотонального);
 B46 - выход звукового сигнала (высокотонального/низкотонального).
Вывод: - реле 2 отвечает за работу звукового сигнала.

Силовые контакты EX1-2U1J (реле 3) подключены к следующим пинам:
 C2 - вход обогрева наружных зеркал (водительское и пассажирское);
 C5 - входная линия питания обогрева наружных зеркал (водительское и пассажирское).
Вывод: - реле 3 отвечает за обогрев наружных зеркал.

Силовые контакты EM1-2U1 (реле 4) подключены к следующим пинам:
 C73 - вход обогрева заднего стекла;
 C66 - выход обогрева заднего стекла.
Вывод: - реле 4 отвечает за обогрев заднего стекла.

Реле дворников EX2-2U1J
Рисунок 11. Реле EX2-2u1J, отвечающее за работу дворников на блоке комфорта BCM PQ26.

В принципе я и так знаю что проблема в этом реле, благо делаю эти блоки даже не в двадцатый раз. Но это при условии, что была правильно произведена дефектация остальных узлов входящих в цепочку оборудования, обеспечивающего работу стеклоочистителя. На всякий случай аккуратно вскрываю корпус реле по периметру прямо на плате, стараясь не повредить внутренности.

И если проблема не в реле, то даже во вскрытом состоянии оно может послужить еще некоторое время.

Отмечу, что реле негерметичное, на картинке видно отверстие в корпусе.

Реле дворников EX2-2U1J
Рисунок 12. Вскрытое реле EX2-2u1J, отвечающее за работу дворников на блоке комфорта BCM PQ26.
Реле дворников EX2-2U1J
Рисунок 13. Это же вскрытое реле, под микроскопом.

Приближаем изображение и наблюдаем, что дефектация неисправности была произведена правильно.

Под микроскопом видно разрушенный контакт одного из двух реле, заключенных в один корпус - температурные изменения цвета и деформация.

Реле дворников EX2-2U1J
Рисунок 14. Вскрытое реле EX2-2u1J, под микроскопом - вид сбоку. Контактная группа сильно разрушена.
Реле дворников EX2-2U1J
Рисунок 15. Еще одно вскрытое реле EX2-2u1J с аналогичного блока, под микроскопом - вид сбоку. Здесь контактная группа сплавилась в медный шарик.
Ремонт дворников Skoda Rapid
Рисунок 16. Посадочное место под реле после его демонтажа, лицевая сторона платы.

Демонтируем реле, при этом важно не перегреть и не стряхнуть близлежащие SMD элементы. Плату тоже не стоит долго греть во избежание отвалившихся дорожек и сошедшей защитной маски (зеленка в простонародье).

На самом деле демонтаж и монтаж радиоэлементов на подобные платы достаточно трудоемкое и время затратное мероприятие. Подобная работа, помимо специального оборудования, предполагает большой опыт в радиомонтаже и понимание тепловых процессов происходящих при этом.

Ремонт дворников Skoda Rapid
Рисунок 17. Посадочное место под реле стеклоочистителя после его демонтажа, задняя сторона платы.
Ремонт стеклоочистителя Skoda Rapid
Рисунок 18. Посадочное место под реле стеклоочистителя после его демонтажа, задняя сторона платы - под микроскопом.
Реле стеклоочистителя EX2-2U1S
Рисунок 19. Новое реле EX2-2U1S впаянное в блок комфорта BCM PQ26. Отвечает за работу дворников.

Устанавливаем защищенное реле EX2-2U1S взамен сгоревшего. На этом реле отсутствует технологическое отверстие в корпусе. Реле полностью герметично.

Контакты реле стеклоочистителя EX2-2U1S
Рисунок 20. Обратная сторона платы. Запаянные контакты реле после замены.
Реле дворников блока BCM PQ26
Рисунок 21. Запаянное реле управления дворниками, вид сбоку.

В силу того, что плата двухсторонняя, а ток, проходящий через реле может достигать 30 A (ампер) - необходимо, чтобы припой прошел насквозь и вышел с противоположной стороны платы, пропаяв на ней контактные площадки. На фото видно как это должно быть, выделено красной рамкой.

В месте "непропая" за счет повышенного сопротивления может сильно увеличиться температура, что в свою очередь, приведет к выходу из строя платы (перегорание дорожек, вспучивание и разрыв материала печатной платы).

Настоятельно рекомендую отнестись к тому, что я написал выше со всей серьезностью, а ремонт блока комфорта доверять только профессионалу. Некачественная пайка в области контактов реле достаточно распространённое явление и бывает даже на заводском монтаже, о том к чему это может привести именно в этом блоке я показал в сатье ""

Отремонтированная плата BCM PQ26
Рисунок 22. Отремонтированная плата блока комфорта BCM PQ26.
Контроллер SC667306MLT8
Рисунок 23. Мозг блока комфорта BCM PQ26 - контроллер SC667306MLT8.
Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 24. Восстановленные пластиковые заклёпки, удерживающие плату в блоке

Так как плата держалась в корпусе блока на заклепках, которые я срезал, то их нужно чем то заменить. Для этого я использую жидкий пластик. Прямо из пузырька набираю его в пипетку и покапельно наношу на пеньки, оставшиеся после штатных заклёпок. Достаточно быстро вырастают вот такие шляпки грибов, которые будут надежно удерживать плату на своем месте.

Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 25. Восстановленная с помощью жидкого пластика заклепка удерживающая плату.
Блок комфорта BCM PQ26
Рисунок 26. Отремонтированный блок комфорта BCM PQ26, без верхней крышки

И в заключение поделюсь своими мыслями по поводу причины данной неисправности.

Сразу отмечу, что неисправность массовая. Причем проблема с работой стеклоочистителя на подобных блоках возникает на всех автомобилях, независимо от года выпуска. Ко мне в ремонт с этой неисправностью попадали и годовалые автомобили и чуть старше и совсем старички. То есть для себя я сделал вывод, что дело не в «усталости» реле EX2-2U1J, которые я всегда стараюсь менять на EX2-2U1S (пыле-влаго защищенные), а в чем то другом.

Давайте попробуем разобраться.

Как правило, эта неисправность возникает в те дни, когда происходит сильное обледенение автомобиля, в частности ветрового стекла. Ремонтов дворников, связанный именно с заменой реле в блоках комфорта Skoda Rapid, был у меня в больших количествах именно в 2019 году, после сильного «ледяного дождя», когда все вокруг было буквально покрыто глазурью, а автомобили были просто запаяны в ледяные коконы.

Я интересовался у клиентов причиной возникновения неисправности и ситуация, наиболее часто, выглядела примерно следующим образом: на улице сильное похолодание, человек заводит автомобиль и включает печь на максимальный обогрев, чтобы автомобиль быстрее освободился ото льда. Случайно или намеренно включается подрулевой переключатель дворников, при этом щетки дворников блокированы льдом, происходит щелчок и стеклоочиститель выходит из строя.

Мы знаем, что предохранитель, отвечающий за дворники лобового стекла, находится под капотом и в текущий момент времени его пропускная способность по току выше номинала, а сопротивление ниже (зависимость сопротивления проводника от температуры прямая – ниже температура - ниже сопротивление, и наоборот). Предохранитель, защищающий узел стеклоочистителя, на той же Skoda Rapid стоит на 30A, что «впритык» к предельному току реле EX2-2U1(J,S).

В тоже время температура в салоне, особенно под приборной панелью, где находится блок комфорта BCM-PQ26 может превысить 50° Цельсия, что приведет к повышению сопротивления на контактной группе реле EX2-2U1, и соответственно, понизит выдерживаемый им ток ниже максимального, который тоже в пределах 30A (данные зависимости силы тока, от температуры на реле я не привожу, их можно посмотреть в технической спецификации - datasheet EX2-2U1S).

И если в это время тем или иным образом включить дворники, которые будут заклинены из-за наросшего льда, то в мотор-редукторе стеклоочистителя лавинообразно возрастет ток, по большому счету это будет короткое замыкание. При этом должен сработать предохранитель, но в силу вышеприведенных причин – предохранитель остается живой, а выгорает реле в блоке комфорта.

Таже проблема возникает именно зимой, если владелец ездит с подклинивающей трапецией. В теплое время года выгорает предохранитель, зимой - реле.

Хочется отметить, что это и подобные реле с аналогичными характеристиками ставятся на огромное количество моделей автомобилей. При этом я нигде не видел, чтобы номинал предохранителей защищающих узлы, в электроцепи которых стоят такие реле, превышал 20-25 А.

И только на автомобилях группы VAG предохранитель 30 ампер. Что это – просчет конструкторов или моё необъективное видение ситуации - я не знаю, но склоняюсь к первому варианту.


Я ремонтирую