Ремонт, прошивка, подключение ЭБУ

Публикации

Ремонт обогрева зеркал, освещения салона, подсветки багажника, звукового сигнала, стеклоочистителей, обогревателя заднего стекла, открытия багажника, центрального замка и фонарей заднего хода автомобилей Volkswagen, Škoda и Seat, вызванные неисправностью блока комфорта BCM PQ25

Предлагаю ремонт блоков комфорта (восстановление работоспособности подогрева зеркал, освещения салона, подсветки багажника, звукового сигнала, стеклоочистителей, обогревателя заднего стекла, открытия багажника, центрального замка, фонарей заднего хода и т.д. ) автомобилей VAG: Volkswagen (Polo, Аmаrоk, Т5, Тrаnsроrtеr, Beetle, Саrаvеllе, Мultivаn, Сrаftеr, Up), Škoda (Rapid, Fabiа, Roomster, Citigo), Seat (Ibiza, Toledo, Mii) и тд.

Обратившись ко мне, Вы можете быть уверены, что все используемые запчасти и комплектующие будут только оригинальные и новые (никакого демонтажа со старой аппаратуры и китайских поделок), а работа будет выполнена на высочайшем уровне с гарантией до 5 лет.

В данной публикации я рассматриваю неисправности автомобилей VAG (Volkswagen Audi Gruppe) иначе Volkswagen AG (Volkswagen Aktiengesellschaft), таких как Volkswagen, Škoda и Seat, вызванные отказами реле, установленными на печатной плате блока комфорта BCM PQ25.

В первую очередь определимся с транспортными средствами в которые устанавливался BCM PQ25, затем разберем модификации блока (зашифровано в партномере) и их отличия друг от друга, следом перечислим наиболее частые проблемы связанные с выходом из строя этого блока, и наконец вернём к жизни стеклоочистители которые перестали работать в автомобиле, блок комфорта которого я сегодня буду ремонтировать.
Если неисправность вашего автомобиля связана с выходом из строя стеклоочистителей, то перед дальнейшим прочтением настоятельно рекомендую ознакомиться с моей, более ранней публикацией "Skoda Rapid - не работают дворники. Неисправность блока комфорта BCM PQ26", в которой я подробно описал методы диагностики и причины выхода из строя дворников, связанные именно с реле, установленном в блоке комфорта BCM PQ26.

  1. Пожалуйста заострите свое внимание на том, что BCM (Body Control Module) PQ25 (Electrical Platform) это не автомобильная платформа VW PQ25, а электронный блок - модуль управления кузовом автомобиля, который ставился как на эту платформу, так и на другие.
    К примеру на автомобилях Škoda Rapid, построенных на платформе PQ25 c 2011 вплоть до начала 2016 года устанавливался BCM PQ25, а с середины 2016 по 2019 год уже BCM PQ26.
    В тоже время на автомобилях Volkswagen Transporter (платформа T5) установлен BCM T5GP (например Part Number которого 7H0937086H), полностью идентичный рассматриваемому в этой статье по внешнему виду, электронной части и программному обеспечению, отличия лишь в маркировке на шильдике.

    Итак, электронный модуль управления кузовом BCM PQ25 устанавливался на следующие автомобили концерна VW:

    • Volkswagen Polo (2009 - 2014)
    • Volkswagen Аmаrоk (2009 - 2018)
    • Volkswagen Т5 (2008 - 2015)
    • Volkswagen Тrаnsроrtеr (**** - ****)
    • Volkswagen Beetle (**** - ****)
    • Volkswagen Саrаvеllе (**** - ****)
    • Volkswagen Мultivаn (**** - ****)
    • Volkswagen Сrаftеr (**** - ****)
    • Volkswagen Up (**** - ****)
    • Škoda Rapid (2011 - 2016)
    • Skоdа Fabiа (2007 - 2015)
    • Skоdа Roomster (2010 - 2014)
    • Škoda Citigo (2011 - 2020)
    • Seat Ibiza (2008 - 2017)
    • Seat Toledo (2012 - 2018)
    • Seat Mii (2011 - 2021)
    • Другие автомобили концерна VAG
  2. Существует пять основных модификаций блока комфорта BCM PQ25, три из которых поддерживают опцию круиз-контроля.
    Модификация блока зашифрована в его партномере (Part Numbers).
    Более оснащенные модификации блоков всегда содержат опции из менее оснащенных, разберем их:

    • Basis+
      Part Numbers: ***-937-084-***
    • Medium+
      Part Numbers: ***-937-085-***
      Включает все опции "Basis+", а также центральный замок, противоугонную систему, обогрев наружных зеркал, обогрев сидений.
    • Medium++
      Part Numbers: ***-937-086-***
      Включает все опции "Medium+", а также дистанционное управление.
    • High+
      Part Numbers: ***-937-087-***
      Включает все опции "Medium++", а также систему круиз-контроля (Cruise Control System - CCS), противоугонную систему LIN-Databus (для сирены сигнализации).
    • Reku (Recuperation)
      Part Numbers: ***-937-088-***
      Включает все опции "High+", а также систему «Старт/Стоп» (с рекуперацией).
    • Licht (Lighting)
      Part Numbers: ***-937-089-***
      Включает все опции "High+", а также функции освещения (светодиодные ДХО, биксеноновые и т. д.).
    • Licht/Reku (Lighting/Recuperation)
      Part Numbers: ***-937-090-***
      Включает все опции "High+", а также функции освещения (светодиодные ДХО, биксеноновые и т. д.) и систему «Старт/Стоп» (с рекуперацией).
  3. Наиболее частые неисправности этого и аналогичных блоков связаны с выходом из строя электромеханических реле, расположенных непосредственно на его печатной плате.
    Если в вашем автомобиле внезапно перестали работать обогрев зеркал или заднего стекла, освещение салона или подсветка багажника, фонари заднего хода, звуковой сигнал, стеклоочистители, открытие багажника или центральный замок, то велика вероятность, что сгорело одно из коммутирующих реле, находящихся внутри блока комфорта.
    Само собой на печатной плате блока присутствуют не только реле но и другие коммутационные компоненты, например драйверы (в виде микросхем) или силовые ключи, отвечающие за управлением поворотниками, фарами, магнитолой (ШГУ) и другими устройствами автомобиля. Останавливаться на них мы не будем, так как во-первых, подобные компоненты редко выходят из строя (в основном в результате короткого замыкания), а во вторых, мы всё же ограничены рамками данной публикации.

  4. На этом вводная часть закончена, давайте перейдём к ремонту стеклоочистителей, отказ которых обусловлен выходом из строя блока комфорта PQ25. По ходу работ рассмотрим все реле, которые могут находиться в блоке и вычислим за работу каких исполнительных устройств автомобиля они отвечают.
    Итак, приступим:

BCM PQ25
Рисунок 1. Внешний вид блока комфорта BCM PQ25 - вид со стороны разъемов.

Мне попадалось как минимум три варианта исполнения BCM PQ25, отличающихся между собой внешним видом и расположением шильдика с информацией на корпусе - блоки с белой наклейкой между разъемами, блоки с белой наклейкой внизу разъемов - посередине, и рассматриваемый вариант (Рисунок 1), с информацией нанесённой прямо на корпус.
Вариации этих блоков не взаимозаменяемы (печатные платы, микроконтроллеры и электронные компоненты в них везде разные), несмотря на одинаковые разъемы и схожий функционал.

Для вскрытия блока необходимо одновременно отжать все защёлки по периметру корпуса (Рисунок 1) и располовинить его на две части. Разбирать корпус следует аккуратно, без излишних усилий, иначе можно повредить печатную плату внутри.

Распиновка BCM PQ25
Рисунок 2. Нумерация и порядок расположения пинов разъёмов (распиновка) блока комфорта BCM PQ25.

Сразу разберемся с порядком нумерации пинов разъемов блока, она нам потребуется в дальнейшем, при вызванивании реле, отвечающих за работу тех или иных функций автомобиля.
Нумерация пинов разъемов блока комфорта BCM PQ25 определяется с права налево, сверху вниз (Рисунок 2). То есть, 1 пин на разъеме считается верхний левый, далее вниз по столбцу доходим до 16 пина - нижний левый. Затем переходим на верх второго столбца - 17 пин и вниз до 37 пина. Снова поднимаемся вверх на следующий, третий столбец и так далее до последнего 73 пина.

В данном блоке оба разъема одинаковы, но левый промаркирован литерой A, а правый литерой B.

Маркировка BCM PQ25
Рисунок 3. Шильдик (маркировка) блока комфорта BCM PQ25.

Расшифровка информации, указанной на шильдике блока (Рисунок 3):
6R0937086(P - частота радиоключа) - партномер (Part Number);
0411 - версия заводской прошивки;
H34 - версия аппаратной прошивки;
BCM (Body Control Module) - блок комфорта;
PQ25 - платформа;
VW AG - Volkswagen Aktiengesellschaft (Акционерное общество Фольксваген);
SME-RBG 24.04.14 00061052 - серийный номер блока.

BCM PQ25
Рисунок 4. Внешний вид блока комфорта BCM PQ25 - вид сзади.

Для доступа к печатной плате необходимо извлечь именно заднюю крышку блока (Рисунок 4), поскольку сама плата закреплена на пластиковых заклепках, составляющих единое целое с передней частью блока.

Печатная плата BCM PQ25
Рисунок 5. Крепление печатной платы на корпусе блока комфорта BCM PQ25.

Печатная плата закреплена в корпусе шестью пластиковыми заклёпками. Аккуратно срезаем их таким образом, чтобы не повредить токопроводящие дорожки и защитную маску. Плата после удаления заклепок должна выниматься из корпуса легко и без усилия. Любая, даже незначительная, нагрузка на плату может привезти к микротрещинам в местах пайки SMD элементов, разрыву дорожек и межслойных соединений.
Проще говоря, если при демонтаже платы из корпуса слышны щелчки и потрескивания от прилагаемых усилий - готовимся к серьезным проблемам.

Реле BCM PQ25
Рисунок 6. Реле печатной платы блока комфорта BCM PQ25.

На печатной плате BCM PQ25 может быть установлено до 9 электромеханических реле (зависит от модификации блока), которые я дополнительно промаркировал в определенном порядке (Рисунок 6).

Еще раз акцентирую ваше внимание на том, что в блоках комфорта BCM PQ25 другого исполнения, плата и электронные компоненты на ней будут отличаться от того, что вы видите в этой публикации.
В них запаяны другие реле, функционал которых я не определял, и соответственно, какими устройствами они управляют не имею представления.

Например в блоке Skоdа Fabiа 2 (шильдик в виде наклейки посередине между двумя разъемами) на плате установлены 10 реле: TE V23086-R1821-A502 - 2 шт., TE V23086-R1801-A403 - 7 шт., TE V23086-R1802-A803 - 1 шт.

Воспользовавшись оригинальной документацией от производителя, а именно информации по распиновке этого блока, можно вызвонить пины в разъемах (рисунок 2), напрямую соединённые с силовыми контактами реле. Это позволяет узнать за работу какого узла автомобиля отвечает каждое из установленных реле.

Скачать полную распиновку блока BCM PQ25 можно по ссылке.

Итак, вооружившись необходимой документацией (распиновка BCM PQ25) и мультиметром (выставлен в режим прозвонки) определяем, что:

Силовые контакты реле 1 (RLY1) OMRON G8NB-17SR-12VDC подключены к пинам:
A64 - Input, power signal (30), exterior mirror heaters (Вход, сигнал питания (клемма 30), обогреватели наружных зеркал).
Соответственно реле 1 активирует цепь питания подогрева наружных зеркал.

Силовые контакты реле 2 (RLY2) OMRON G8NB-17SR-12VDC подключены к пинам:
A65 - Output, power signal (30), interior lighting and luggage compartment lighting (Выход, сигнал питания (30), освещение салона и подсветка багажника);
A66 - Input, power signal (30), interior lights (Вход, сигнал питания (кремма 30), освещение салона).
Соответственно реле 2 активирует цепь питания освещения салона и подсветки багажника.

Силовые контакты реле 3 (RLY3) OMRON G8NB-17SR-12VDC подключены к пинам:
A72 - Output, signal to horn (Выход, сигнал на звуковой сигнал);
A73 - Input, power supply signal (30), horn (Вход, сигнал от источника питания (клемма 30), звуковой сигнал).
Соответственно реле 3 активирует цепь питания звукового сигнала.

Силовые контакты сдвоенного реле 4 (RLY4) OMRON G8NB-27SR-12VDC подключены к пинам:
A68 - Input, power signal (30), wipers (Вход, сигнал питания (клемма 30), стеклоочистители);
A69 - Output, signal to wipers, position 1 (Выход, сигнал на передние стеклоочистители, положение 1);
A71 - Output, signal to wipers, position 2 (Выход, сигнал на передние стеклоочистители, положение 2).
Соответственно двойное реле 4 активирует цепь питания режимов работы передних стеклоочистителей.

Силовые контакты реле 5 (RLY5) NEC/TOKIN EM1-2U1 подключены к пинам:
B63 - Rear window heater signal output (Выход сигнала обогревателя заднего стекла)
Соответственно реле 5 активирует цепь питания обогревателя заднего стекла.

Силовые контакты реле 6 (RLY6) OMRON G8NB-17SR-12VDC подключены к пинам:
A10 - Output, tailgate release motor signal (Выход, сигнал электродвигателя открывания двери багажника).
Соответственно реле 6 активирует электродвигатель открывания двери багажника.

Силовые контакты сдвоенных реле 7 и 8 (RLY7, RLY8) NEC/TOKIN EX2-N20, объединённых в одну группу подключены к пинам:
A11 - Output, signal to central locking motors, for all doors (Выход, сигнал на электродвигатели центрального замка для всех дверей);
A12 - Output, signal to driver's door central locking motor (Выход, сигнал электродвигателя открывания двери багажника);
A13 - Output, signal to central locking motors, for all doors (Выход, сигнал на электродвигатели центрального замка, для всех дверей);
A14 - Input, ground signal (31), central locking (Вход, сигнал массы (31), центральный замок);
A15 - Output, signal to central locking motors, front passenger door and rear doors (Выход, сигнал на электродвигатели центрального замка, переднюю пассажирскую дверь и задние двери);
A16 - Input, power signal (30), central locking (Вход, силовой сигнал (30), центральный замок).
Соответственно реле 7 и 8 управляют работой центрального замка.

Силовые контакты реле 9 (RLY9) OMRON G8NB-17SR-12VDC подключены к пинам:
B12 - Out, signal to reversing lights (vehicle only) with automatic transmission (Выходной сигнал на фонари заднего хода, только для автомобилей с автоматической коробкой передач).
Соответственно реле 9 активирует фонари заднего хода.

Реле BCM PQ25
Рисунок 7. Реле, установленные на печатной плате блока комфорта BCM PQ25 6R0937086P.

Обратите внимание, что все реле в этом блоке негерметичные. В корпусе каждого из реле есть сквозное отверстие, соединяющее внутренний механизм с внешней средой (Рисунок 7).
Как правило, негерметичные реле используются в устройствах с повышенной нагрузкой, где необходим дополнительный сброс тепла.
Мой опыт показывает, что при ремонте можно использовать герметичные (защищенные) реле и это не приводит к преждевременному выходу из строя блока (рекламаций ни разу не было), но если есть сомнения, просто просверлите отверстие в нужном месте корпуса сверлом, диаметром 0.5 мм.

Реле стеклоочистителей OMRON G8NB-27SR-12VDC
Рисунок 8. Неисправное сдвоенное реле OMRON G8NB-27SR-12VDC отвечающее за работу передних стеклоочистителей, установленное в блоке комфорта BCM PQ25

Так как автомобиль поступил в ремонт с неработающими в первом и втором положении подрулевого переключателя (стрекозы) передними стеклоочистителями, а диагностика показала, что на мотор редуктор трапеции не приходят сигналы с контактов A69 и A71 блока комфорта BCM PQ25, то делаем предположение, что реле OMRON G8NB-27SR-12VDC неисправно (Рисунок 8).
Разумеется, помимо предположения о том, что сгорели силовые контакты, есть вероятность, что вышли из строя управляющие цепи блока или катушки индуктивности в реле. Но на практике подобные неисправности встречаются крайне редко, плюс визуальный осмотр платы не выявил наличие следов попадания жидкости или нагрева, а прозвонка электронных компонентов управляющих цепей показала их исправность.
В идеале, для стопроцентной дефектовки, было бы правильно подбросить взамен предположительно неисправного заведомо рабочий блок, но такая возможность есть далеко не всегда, потому приходится проверять все компоненты: подрулевой переключатель, мотор редуктор, блок комфорта, блок предохранителей и проводку между ними.
И да, ремонт автомобиля, особенное его электронные компоненты, желательно начинать с проверки диагностическим оборудованием. Достаточно часто компьютерная диагностика автомобиля правильно определяет неисправные компоненты.

BCM PQ25 - сгоревшее реле OMRON G8NB-27SR-12VDC
Рисунок 9. Вскрытое сгоревшее реле дворников OMRON G8NB-27SR-12VDC, блока комфорта BCM PQ25

В силу того, что реле все равно неисправно и требует замены, можно вскрыть корпус и посмотреть, что же с ним произошло. Как видно из фотографии выше (Рисунок 9) контактные пятаки одной из силовых групп двойного реле сильно обгорели и оплавились (на них еще был нагар и окалина, которые я удалил). Особенно это заметно при сравнении со второй группой контактов, которые остались практически новыми.
И как следствие - высота изношенных пятаков реле уменьшилась настолько, что при работе силовые контакты перестали замыкаться, а дворники, соответственно, отказались работать.

Ремонт стеклоочистителей, замена реле G8NB-27SR-12VDC
Рисунок 10. Печатная плата BCM PQ25 в месте установки реле стеклоочистителей - вид со стороны монтажа.

Выпаиваем реле, предварительно очистив место работ от защитного компаунда. Обратите внимание, что под самим реле (Рисунок 10) и в местах запайки контактов с обратной стороны платы (Рисунок 11), присутствуют тонкие сигнальные дорожки и SMD компоненты.
Неправильно подобранное оборудование для пайки и не соблюдение температурных режимов может привести к отслоению дорожек от платы, разрушению защитной маски и выходу из строя электронных компонентов.

Ремонт стеклоочистителей, замена реле G8NB-27SR-12VDC
Рисунок 11. Печатная плата BCM PQ25 в месте установки реле стеклоочистителей - вид со стороны пайки.

Сразу же подготавливаем плату в месте монтажа под новое реле - удаляем остатки припоя и флюса (Рисунок 11). Новое реле должно свободно вставать на свое посадочное место. Если в процессе демонтажа старого реле была повреждена защитная маска - восстанавливаем её.

Ремонт BCM PQ25 - замена реле G8NB-27SR-12VDC
Рисунок 12. Пайка нового реле стеклоочистителей OMRON G8NB-27SR-12VDC на плате блока комфорта BCM PQ25.

Запаиваем новое реле таким образом, чтобы припой протек сквозь отверстия платы и вышел наружу с обратной стороны. На данной плате есть специальные отводы, являющиеся продолжением монтажных отверстий, по которым можно контролировать растекание припоя (Рисунок 12).

Ремонт BCM PQ25 - замена реле G8NB-27SR-12VDC
Рисунок 13. Пайка нового реле стеклоочистителей OMRON G8NB-27SR-12VDC на плате блока комфорта BCM PQ25 - вид со стороны монтажа.

При ремонте я использую оловянно-свинцовый припой ПОС-60, который в отличии от бессвинцовых припоев, имеет небольшую температуру плавления, а также достаточно эластичен и стоек к температурным расширениям, которым подвержен любой автомобиль. Результат можно посмотреть на фото выше (Рисунок 13).

Ремонт BCM PQ25 - крепление платы
Рисунок 14. Восстановленное крепление платы блока комфорта BCM PQ25 после ремонта.

Для восстановления крепёжных заклёпок я использую ПВХ стекло, растворенное в дихлорэтане до состояния густой, вязкой массы.
Далее, предварительно обезжирив посадочные места растворителем, с помощью медицинской лопатки наношу полученную массу в место соединения платы с обрезанными штырями корпуса, стараясь сформировать нечто вроде шляпки грибка (Рисунок 14).
После застывания полученное соединение обладает прочностью не хуже изначального и надежно удерживает плату на посадочных местах.

Сразу оговорюсь, что восстанавливать заклёпки при помощи термоклея не рекомендуется, так как такие соединения ненадежны и быстро разрушаются от вибрации и перепадов температуры, которым подвержен абсолютно любой автомобиль.

Ремонт BCM PQ25
Рисунок 15. Отремонтированный блок комфорта BCM PQ25

Вот и всё, ремонт закончен (Рисунок 15). Возвращаем на место заднюю крышку и устанавливаем блок в автомобиль. Если ремонт выполнен правильно, то все системы будут работать в штатном режиме, привязывать или программировать блок заново не потребуется.


Я ремонтирую